Алексей Дидуров
Имя на стене...
Российская
молодежь
давно
послана
государством
на три буквы.
Вот они: ЦОЙ
Эта
трехбуквенная
комбинация
единственно
конкурентна
по отношению
к
другой,
также
трехбуквенной
и тоже
повсеместно
начертанной.
Короче,
в вопросе: "Кто
сегодня
самый
известный
рок-исполнитель
и рок-
автор?" -
никакой
загадки нет.
Тем более что
любой
поклонник
Цоя
знает
биографию
своего
идола:
кореец, был
пэтэушником,
работал
истопником в
котельной,
вышел на
орбиту
большого шоу-бизнеса,
погиб
в
автокатастрофе.
Житие
стремительное
и плакатное,
видеоклиповое,
одномерное,
как миф или
донос.
Кого любят,
тому не
вторят
Загадка Цоя
начинается с
того, что по
дворам и по
своим
тусовкам
цоевские
фаны (а их
тьмы и тьмы, и
среди них
хватает
поющих
гитаристов)
его песен
практически
не поют.
Явление в
массовой
культуре
редчайшее и
на первый
взгляд
странное.
Занятная
страна
Россия.
Здесь любят
того, кому не
вторят.
Цой сочинял
песни только
про себя.
Практически
он вел
песенный
дневник. Но то,
что у него
получалось,
было про всех
юных.
Подростки
не поют этих
песен сами,
чувствуя,
что за них и
посейчас
должен
говорить об
их жизни Цой.
Почему? В
ответе на
этот вопрос -
разгадка
всероссийского
феномена
Виктора Цоя.
Голоса у него
не было. На
гитаре играл
средне, в
пределах
дворовой
семи-восьмиаккордовой
школы. На
сцене был
статичен,
пластически
скуп,
если не
сказать -
беден.
Актерски -
нулевой. Но
Цой всего
себя, ни-
чего в себе не
меняя и
ничего не
прибавляя
себе,
превратил в
искусство. В
его песнях не
так много
рока. Роком
был он сам.
Цой играл и
пел не лучше,
чем Окуджава.
И хуже, чем
Кузьмин,
намного
хуже. Но
Кузьмин и
десятки
таких же
остались в
титрах и на
афишах.
Цой стал
именем на
уличной
стене. В
России на
уличных
стенах пишут
самое
важное. "Коля"
+ "Оля" (вечная
истина). "Эта
сторона
улицы
наиболее
безопасна
при
артобстреле"
(ленинградский
мотив). "Забил
заряд я тушку
Пуго" (московский
сюжет
августа 1991
года). "Все
козлы" (всероссийский
стон).
Цой вырос в
простенках
быстро
состарившихся
и
обедневших
питерских
улиц,
исписанных
истинами,
голой и
краткой
правдой
жизни. Стены -
его азбука,
его прописи,
его сборник
диктантов,
его учебник
тематики
и стилистики.
Потом будут
удивляться
его
телеграфному
стиху, где
мало слов, но
много смысла,
и все
предельно
ясно. Это
поэтика и
метод
настенного
городского
фольклора.
Ночь,
день. Спать
лень.
Есть
дым. Черт с
ним.
Сна
нет. Есть сон
лет.
Кино
кончилось
давно.
Город
говорил за
Цоя так, как
Цой потом
стал за
него петь:
"Я - асфальт".
Цой, его метод
(общий имидж,
мрачноватые
миманс и
интонация,
словарь
и
фразеологическая
скупая
графика,
замешенные
на сленге
подворотен,
манера пения
и поведения
при сем) есть
не что иное,
как
воплощенная
в
эффективнейшем
синкретическом
жанре
социальная
оборона
подростков
конца 70-х -
начала 80-х
годов против
социокультурных
форм
Большого
Совка. Это
ответ на
пышную,
бодряческую
и слащавую
совковую
эстетику
от лица и
духа
молодежной
субкультуры
Санкт-Питер-Ленинграда.
О, этот
магический
город,
породивший
свой рок!..
О городе-отце
стоить
сказать
допреж
разговора о
теме песен
его сына.
Трагедия
города-отца
угадывается
во всем
корпусе
шедевров
ленинградской
рок-школы, и
горькая нота
ее легко
прослушивается
в песнях Цоя,
одного из
питерских
подранков.
Сила боли,
энергия боли
у Цоя явно не
микрорайоновского
масштаба,
оттого и
эффект
всероссийский.
Но вот что
важно - в
песнях Цоя
катастрофа
родного
города (как и
родной
страны)
отсутствует
как тема в
прямом
изложении.
Вообще любая
тема не
фигурирует в
цоевском
репертуаре в
адекватном
ей (по совко-
вым меркам)
воплощении,
каковых
может быть
только два -
либо в
масштабе
один к одному,
прямым
текстом, то
есть, пафосно,
либо методом
от обратного.
То есть
стебно.
Пафос претил
Цою в силу его
социальной
прописки и
личного
морального
закона.
Пафосность
царила на
официальной
эстраде не
только в лице
"передовиков
советской
песни", но и в
виде рок-зубатовщины,
гособманки
для
молодежи -
разнообразных
кормушечных
ВИА типа "Пламя"
("Знамя", "Вымя",
"Семя", а в
андерграунде,
ненадолго,
правда,
"Машина
времени"),
бывших чем-то
вроде
земляничного
мыла,
которое,
как известно,
не земляника
и не мыло, а
нечто
мерзкое,
приторно-
пахучее и
слабо
действующее,
даром что
дешевое. Как
и вообще все
официальное
советское
искусство,
обслуживавшее
подшефный
народ по
принципу
общепита: "На
всех
побольше
разбавить,
каждому
поменьше
положить".
Цой родился,
вырос и
осознал себя
в империи
хорошистов.
Она не любила
двоечников,
аутсайдеров,
изгоев за то,
что у них "все
не как у
людей". За то
же самое она
ненавидела
отличников,
гениев,
чистоплюев,
ибо они умели
делать и
мыслить
очень хорошо,
а "очень
хорошо
- тоже не
хорошо".
Пройдошные
тихони,
мальчики и
девочки,
живущие и
действующие
по принципу
убогих "обойдемся",
стали
правящей
элитой в
силу своей
слабости.
Сколотили
свои
творческие
союзы, КСП и
литобъединения,
окопались в
партии,
комсомоле, в
газетах-"молодежках",
в молодежных
редакциях
радио и ТВ.
И как
малорослый и
нездоровый
Сталин
предпочитал,
чтобы в кино
его играли
импозантные
гиганты-здо-
ровяки, так и
это
всевластное
мышиное
племя
молодых
функционеров
заказывало
музыку себе
и о себе
такую, что
тужилась "взорлить"
в
заоблачные
выси,
пронизанные
фанфарными
звуколучами.
В эту игру
власти Цой
играть не
желал.
Не
присоединился
он и к игре с
обратным
знаком - к
забаве
подвлас-
тных, к стебу,
не опустился
до
антипафоса -
до пафоса
осмеяния, не
примкнул к
хоровому
лукавому еру.
Некоторое
время
стебари
ходили в
андерграунде,
но вскоре
были
скуплены
властью
оптом и
мелким оптом.
Вот это и
чувствовал
Цой: стеб -
интеллектуальная
мастурбация,
на
языке улицы -
суходрочка,
или
обрызгивание
мочой с
трусливой
оглядкой, на
манер
злорадных
школьников
на
университетском
кладбище.
Цой
предпочитал
оплодотворять.
Стремился
высказываться
душевно,
свободно
и легко, не
заумничать,
не
драпироваться.
Другими
словами, Цой
пони-
мал свое
творчество
как исповедь,
а не как
украшательский
макияж и
тем более не
как
аттракцион.
Песенный
дневник Цоя
намертво был
при-
вязан к
потоку жизни.
Намертво - ибо
прервался с
гибелью
автора.
Цой начинал в
рок-творчестве
с частной
собственности
на себя, с
того,
что стал
программно-конкретной
личностью,
частным
лицом в роли
героя
своих песен.
Только
однажды он
надыбал
нечто
похожее на
стеб - когда
под пивко
вместе с
первым своим
гитаристом
Лехой
Рыбиным
попытался
сочинить
пародию на
всеобщее
стебалово.
Наскоро
слепили они
знаменитые
"Алюминиевые
огурцы",
наглую и
насмешливую
стилизацию,
которую
потом урла с
бананом в ухе
приняла
за самоцель,
за серьез и
сделала, к
удивлению
авторов,
шлягером. Но
это - казус,
еще одно
грустно-смешное
подтверждение
непреложного:
"Нам не дано
предугадать,
Как наше
слово
отзовется".
И этот
казус
так
насторожил
Цоя, что
больше ни
разу он не
позволял
себе со
словом
фамильярно
поиграться.
"Я - свой сын..."
Он вообще не
был игрецом,
плейбоем. Не "намыливал"
свой микро-Ливер-
пуль в
Ленинграде,
не рядился в
западные
шмотки и не
тиражировал
престижных
конструкций
англо-рока,
не пересыпал
речи своей
англо-
феней, столь
модной тогда
и сейчас в
среде
рокеров.
Прикиду
любого
пошива и
пошиба он
предпочитал
себя каким
был. А был
русским по
культуре,
питерским по
воспитанию,
уличным по
внутреннему
личному
уставу. Этим
нежеланием
Цоя себя
интернационализировать,
романтизировать,
лакировать
и
обусловлены
границы его
аудитории.
Герой Цоя
улицам
предпочитал
проходные
дворы, этим
последним -
подъезды,
подъездам -
подвал
котельной,
дальше -
глубже:
гибельный
реактор
внутри
грудной
клетки.
Путь к самому
себе, а потом
и в себя у Цоя
вышел
кратким, ибо
был
быстро и ясно
осознан,
жестко
обусловлен
уже в первых
песнях, уже на
первых шагах
юного
существа по
жизни: "Я
попал в какой-то
не такой
круг...", "Я
лишний,
словно куча
лома", "Все
говорят, что
надо кем-
то мне
становиться,
А я хотел бы
остаться
собой", "В
толпе я, как
иголка в сене,
Я снова
человек без
цели".
А все попытки
окружающего
мира
заставить
подростка
жить и
действо-
вать по
установленным
в обществе
законам
воспринимаются
Цоем как
насилие: "Электричка
везет меня
туда, куда я
не хочу!"
Недаром же
песня с этой
строкой
стала
любимой у
допризывников,
свезенных
эшелонами к
вратам ада
под
названием "Армия".
И, как итог,
причем очень
ранний (где-то
лет в
семнадцать!),
как
апофеоз
навязанного
эгоцентризма,
знак ухода,
вернее -
загнанности
в
себя и
сворачивания
внутрь души
всех
человеческих
связей с
действи-
тельностью
внешней: "Я -
свой сын,
свой отец,
свой друг,
свой
враг..." Могла
ли самая
унижаемая,
самая
беззащитная
категория
насе-
ления -
молодежь - не
признать за
человеком - да
еще
ровесником! -
сформулировавшим
не только
основные ее
проблемы, но
даже их
решение
("Я - свой..."),
право на
моральное
лидерство?..
Снятые
студентами-кинематографистами
как курсовые
и дипломные
работы
фильмы о Цое
добавили к
известному
мифу о нем,
сложенному
по его
песням,
действенный
видеоряд:
побросав
громадной
совковой (в
прямом
смысле)
лопатой
уголь в
разверстые
огнедышащие
пасти котлов,
Цой,
подсвеченный
языками
пламени со
спины, что
создавало
вокруг его
головы
трепетный
ореол,
садился с
гитарой в
центр кружка
поклонников
и, как мессия
среди
апостолов,
глаголил -
перебирая
струны, утвер-
ждая свою, а
значит, и их
самоценность,
жизнеспособность
и надежду
на выживание
без чьей-либо
помощи,
кроме как со
стороны его
любимых
стихий - ночи
и дождя: дождь
для нас, с
нами ночь...
Приходилось
слышать, как с
кривой
усмешкой "мочат"
Цоя снобы,
люби-
тели "музыки
сфер" и
поклонники
рифмы "вечность
-
бесконечность"
за
приземленность,
бедность
воображения,
гипердетализацию
кухонных
тусовок
пивного
междусобойчика.
Хотелось бы
этим
апологетам
воспаре-
ния
напомнить
горькую
пословицу: "Не
до жиру, быть
бы живу".
Чернобыль (его
радиоактивный
выброс
равен
суммарному
от взрыва 217
атомных бомб
хиросимской
мощности, и
гасила тот
проклятый
блок АЭС
молодежь) и
Афган с его
поточным
заполнением
цинковой
тары - их, по-
моему,
достаточно,
чтобы ценить
каждую
малость
бытия и
мелочь быта и
воспевать их,
как Цой, -
скрупулезно
и нежно. Вот
откуда
заземлен-
ность
цоевской
поэтики,
апофеоз
примитивизма,
но - сквозь
них - и
слепяще
контрастные
апокалиптические
поэзо-слайды:
Сегодня кому-то
говорят: "До
свидания!"
Завтра
скажут: "Прощай
навсегда!"...
Завтра кто-то,
вернувшись
домой,
Застанет в
руинах свои
города...
Завтра утром
кто-то в
постели
Поймет, что он
болен
неизлечимо...
Кто-то
в лесу
наткнется на
мину...
Следи
за собой, будь
осторожен!
Или:
Покажи мне
того, кто
выжил один из
полка...
Или:
Как
дрожала рука
у того, кто
остался жив,
И
внезапно в
вечность
вдруг
превратился
миг.
И
горел
погребальным
огнем закат,
И
волками
смотрели
звезды из
облаков,
Как,
раскинув
руки, лежали
ушедшие в
ночь,
И как
спали
вповалку
живые, не видя
снов.
Неясно,
каким по
счету
чувством
угадала
молодежь,
кто ей
чужой и
почему.
Никто ей не
сообщал по
каналам СМИ,
что
Высоцкий в
анкете
на вопрос:
"Кто ваш
любимый
политический
деятель?" -
ответил:
"Ленин".
Никто не
информировал
ее, что
Валерий
Леонтьев
стартовал в
эстрадный
бомонд с
выигрыша на
конкурсе
патриотической
(по партийным
тогдашним
понятиям)
песни. И
незачем было
напоминать
молодежи, что
Пугачева
начинала на
официальных
подмостках с
того, что "косила"
под
"народ",
приглашая по-матрешечьи
"посидеть
поокать". И в
этот "шоу-
бизнес"
шагнул в один
прекрасный
день Витя Цой.
Неисповедимы
дела твои,
Господи!..
Знал ли Цой,
куда
повернул?
Знал. Я
говорил с ним
об этом. Когда-то
Ежов
пожаловался
Сталину, что
какой-то его
бывший
соратник по
Полит-
бюро под
пытками не
сознается,
что он
эскимосско-мексиканский
шпион.
"Продолжайте.
Сознается."
Через месяц
Ежов опять
докладывает:
"Не
сознается -
упрямится".
"Ничего.
Продолжайте,
сознается."
Через
месяц все
повторяется.
И еще через
месяц. Ежов не
выдержал,
полюбо-
пытствовал:
"Товарищ
Сталин,
почему вы
уверены, что
он сознается?"
Гений
ответил
вопросом: "Как
думаешь,
Ежов,
сколько
весит
государ-
ство?" Тот
опешил.
Напрягся,
лоб
наморщил.
Развел
руками: "Не
знаю..." Отец
народов
мудро
разъяснил: "Государство
много весит.
Вот
и представь,
товарищ Ежов:
на одной чаше
весов твой
подследственный,
а на другой -
все наше
государство.
Какая чаша
перевесит?
Правильно.
И
подследственный
догадывается.
Так что
продолжайте -
сознается.
Обязательно
сознается".
На общий слух
побольше
общих слов
...Чаша
перевесила.
Цой пошел в
шоу-бизнес
Большого
Совка. И
пусть
первым
бросит в
него камень
тот, кто сам
безгрешен.
Кому же не
хочется
порадовать
родителей,
что у тебя "все,
как у всех
людей"?
Кто
откажется
от
оглушительных
оваций на
стадионах и
шепелявого
шепота шин
шикарной
собственной
машины? Об
остальном
Цой в нашем
последнем с
ним
разгоаоре
сказал: "Как-нибудь
прорвемся..."
И сразу
с овациями у
него все
получилось.
Кстати,
когда
недавно
Шевчуку
вручали в
сильно "упакованном"
зале
"Россия"
премию
госэстрадного
уровня "Овация",
доски сцены
Шевчука
не выдержали,
треснули под
ним, и он на
глазах
публики
обрушился
вместе с
призом под
сцену, в
подпол. И
как тут не
усмехнуться:
"Андерграунд
назад позвал!"
Тем более
что свежая
легенда
гласит:
когда Шевчук
вторично
вышел на "главную
сцену
российской
эстрады",
как ее
назвали
ведущие, то
она
проломилась
под Шевчуком
вдругорядь,
и он оказался
в подполье по-новой.
Но Шевчук шел
по той стезе,
где нынче
выдают "Овации",
не первым. А
за Цоем.
Дикие деньги
на "раскрут"
в Цоя
вбухали
самого
первого -
почему?
Гениев в
андерграунде,
что ли, не
хватало?
Хватало.
Просто у шоу-бизнеса
есть свои
выверенные
мерки. Из
сорат-
ников Цоя в
раскрутку не
годились,
потому и
доступа к
массовой
аудитории
не
получили:
Башлачев - в
силу своей
глубочайшей
и
тончайшей
поэзии,
Селюнин - из-за
своей
философичности,
Майк - по
причине
сверхобостренной
исповедальности.
После Цоя, или
почти
одновременно
с ним,
совковый шоу-бизнес
вложил
деньги в двух
корифеев
цоевского
времени - в
Гребенщикова
и Шевчука.
Но до
популярности
Цоя они не
дотягивают.
Б.Г. оказался
слишком ко-
кетливым
игрецом в
слове и
музыке, а
юные в "чересчур
накрашенных"
(фигурально
говоря)
подозревают
некоторую
нутряную
несвежесть,
скажем так.
А от Шевчука
уж очень
духовито
разило
Высоцким.
Вариант же
Кинчева
молодежь
относит
скорее к
области шоу и
театра, ибо
по песенному
счету он
размыт
жанрово,
эклектичен и
часто
вторичен. К
тому же
юные всегда
сторонятся
мессианствующих
слишком
лобово,
нахрапом.
Итак, Цой
вышел из
подполья и
сразу,
естественно,
попал под
дейст-
вие законов
всеохватного
совкового
шоу-бизнеса и
главного из
них:
на общий слух
- побольше
общих слов.
Их в
последних
песнях
перебор:
"Мы заходили
в дома, но в
домах шел
снег. Мы
ждали
завтрашний
день... В
наших глазах
звездная
ночь..."
Платил дань?
Возможно.
Рынок жестче
партцензуры
дикутет
правила
игры. Многие,
если не
большинство
сподвижников
Цоя по
тогдашнему
общероссийскому
рок-
движению,
ныне
опопсовели.
Его же
остановила
гибель.
Останься Цой
в живых - как
художник он
был бы
обречен.
Попса с мно-
годесятилетней
традицией
разложения
публики и
личности
артиста
стала
законодательницей
нравов и на
рок-сцене.
Гибель не
бывает
лепотой -
смерть
всегда
нелепа. И
кирпич сам по
себе никому
как было
сказано, на
голову не
падает. И
хорошего
всегда
мало, по
словам
Окуджавы, и
лучшим
живется хуже,
чем худшим, и
у
многих
лучших жизнь
короче, чем у
иных. Что-то
во всем этом
есть,
какой-то
закон
природы
проглядывает
-
бесчеловечный,
тревожащий,
страшный. И
люди боятся
его понимать,
отворачиваются,
скрывают его
от себя и
других - иначе
зачем,
например,
могущественному
ныне
Артему
Троицкому
понадобилось
по ТВ на всю
страну
уверять, что
кон-
чать
самоубийством
у Саши
Башлачева
не было
никаких
причин - ни
творческих,
ни
социальных,
ни
психологических.
Получается:
делать
дураку
нечего было -
шагнул в окно.
"Убитых не
было" - как
писал в дни
нашей
юности
Габриель
Гарсия
Маркес в
романе-притче
о всех нас "Сто
лет
одиночества".
...Когда-то в
песне "Война"
Виктор Цой
спел: "Но кто-то
станет
стеной, А кто-то
плечом, под
которым
дрогнет
стена". Он не
встроился
в стену так
покорно,
надежно и
прочно, как
требуется
от каждого
кирпичика,
чтобы стена
была стеной.
Он не стал
стеной, но не
вышло
стать и тем
плечом, под
напором
которого
она
дрогнула бы.
Да и
возможно это
вообще?..
Но он стал
именем на
этой стене.
Алексей
Дидуров, "Имя
на стене",
"Новое Время",
N34, август 1995 г.
)-
ТЕКСТЫ И АККОРДЫ
Тексты всех песен Виктора Цоя, а также аккорды, табы и басы к ним...
)-
ДИСКОГРАФИЯ
Наиболее полная информация о всех альбомах группы и сборниках...
)-
ПЕСНИ
Песни Виктора Цоя в mp3 и midi...
)-
ВИДЕО
Несколько видеороликов: интервью, клипы, отрывки из фильмов...
)-
УВЛЕЧЕНИЯ
Хобби Виктора Цоя: нецке, рисунки, стихи, фильмы...
)-
ФОТОАЛЬБОМ
Огромная коллекция фотографий Виктора и
группы...
)-
ВОСПОМИНАНИЯ
Воспоминания друзей и знакомых о Викторе...
)-
ПРЕССА
Что пресса пишет о Кино...
)-
ИНТЕРВЬЮ
Интервью Виктора Цоя журналам и газетам...
)-
ДРУЗЬЯ
Коротко о самых близких и родных Виктора...
)-
К ВИКТОРУ
Произведения Вашего творчества, посвященные Виктору Цою...