Алексей Поликовский
Виктор
Цой - кочегар
кино"
В те
годы, когда
Цой начинал -
начало
восьмидесятых,
- у
подпольного
советского
рока
менялось
настроение,
облик, ритм,
жест. На смену
разноцветным
длинноволосым
хиппи, чуть ли
не с колыбели
носившим
подранные
джинсы и
напевавшим "All
you need is love",
приходило черно-белое
поколение.
Эти
предпочитали
короткие
стрижки с
подбритыми
висками,
носили
пиджаки с
широкими
плечами,
мешковатые
штаны и тяжелые
ботинки (как
вариант -
грязно-белые
кроссовки).
Вместо
сердечек,
яблок, цветов,
символизировавших
буколическую
радость
жизни,-
огромные
английские
булавки и
бритвы на
цепочках,
означавшие
мрач-
ную
приверженность
к насилию. Это
был панк -
музыка
окраин.Цой
был на пять-шесть
лет моложе
Макаревича,
Гребенщикова
и иных
мэтров
подполья.
Эти пять лет
означали
разность
эпох,
различие тем-
ператур. В
его музыке
никогда не
было той
лихой
размашистости,
той
вольной
страсти,
которая
типична для
команд
семидесятых
годов. Его
песни
сдержаннее и
строже. В них
нет громкой,
декларативной,
похожей
на
манифестацию
любви, но есть
одиночество,
которое он
умел
выразить
одной
краткой
строкой ("Искры
моей
сигареты
падают в ночь");
нет
хиппового
обожествления
братства и
свободы, а
есть только
конкретные
обстоятельства
сегодняшнего
вечера,
очередного
вечера в
огромном,
равнодушном,
заблудившемся
во времени
мегаполисе.
Со старых
пленок, на
которых
сохранились
записи
концертов в
ленинградском
рок-клубе, до
нас сквозь
гудение
неотлаженных
микрофонов доносится
плохо
скоординированный
звук группы
"Кино",
который в ее мрачной
агрессии
плевать на
музыкальные
тонкости.
Поначалу
кажется, что
угрюмое,
однообразное
пение этой
четверки
молодых
людей
слушать невозможно,
но
постепенно
атмосфера
дикого
праздника
захватывает.
Этот
советский
панк,
гремевший
посредине
погрузившейся
в сонный
маразм
империи,
напоминает
многочасовые
однообразные
пляски
папуасов.
В
бесконечных
варварских
песнопениях -
публика и
музыканты в
те годы
не уставали
никогда -
слышен злой
вопль
городского
партизана,
нена-
видящего
испоганенный
мир, в котором
ему
приходится
жить.Голос
Цоя вдруг
уходит вниз,
срывается на
яростный
нажим.
Подпевки
его
товарищей по
группе
напоминают
рев пьяной
банды. В
зале ленин-
градского
рок-клуба Цой
поет с
угрозой, и в
хаотическом
шуме группы,
сохранившемся
на пленке,
только
дальним
намеком
угадываются
те гита-
рные ходы,
которые в
недалеком
будущем
обретут
изящество и
точность.Живой
классик
тогдашнего
рок-подполья
Б.Г.
познакомился
с Цоем в
электричке,
шедшей из
Петергофа в
Ленинград. У
Цоя с собой
была
гитара - она у
него была с
собой,
кажется,
всегда, - и он
спел нес-
колько
песен. Потом
Б.Г. вспоминал,
что ощутил "дрожь
первооткрыва-
теля", и что
его "абсолютно
сбили с
нарезки"
песни Цоя.
Тогда же
Гребенщиков
выдал
определение
группы, чуть
позже
получившей
название
"Кино": "Вы -
новые
романтики!"Сквозь
стук
железнодорожных
колес
опытное ухо
Гребенщикова
расслышало в
песнях Цоя
что-то
необычное. И
действительно,
если это и был
панк, то не
вполне
типичный.
Другая
ленинградская
группа "Автоматические
удовлетворители",
во главе с
Андреем
Пановым,
более
известным как
Свин, играла в
те годы
ярковыраженный
панк,
который не
спутаешь ни
с чем. Герой
этой отлично
сделанной,
энергичной
музыки -
выпавший в
осадок
молодой
алкоголик,
городской
юродивый,
бомж-дегенерат.
Цой, в
отличие от
Свина,
никогда не
уходил в
самый низ,
туда, где
человеческая
личность
распадается
на молекулы.
В его мраке
всегда был свет,
а вернее,
надежда на
свет. Цой не
сразу нашел
свой облик, не
сразу
вписался в
образ
романтического
панка,
предсказанный
ему
Гребенщиковым.
Поначалу, он
понимал романтизм
как нечто
внешнее. На
первых
концертах в
ленинградском
рок-клубе,
когда группа
"Кино"
состояла из
него самого и
Алексея Рыбина
по кличке
Рыба, он
выходил на
сцену в
кружевах,
обильно
украшенный
стекляшками,
изображавшими
брильянты.
Он
использовал
грим и разукрашивал
себе лицо (вернее,
лицо ему
разукрашивала
его жена Марианна)
- намек на
грохотавших
тогда по
всему миру "Kiss".
Это был, в
сущности,
зигзаг, уход в
сторону,
поиск самого
себя в мире, похожем
на музей
личин и масок.
Отбросив, в
конце концов,
всю эту бутафорию,
Цой вернулся
к аскетичной
простоте.
Тут он нашел
то, что искал:
соответствие
звука и
образа. Образ
жизни: изгой,
сам, по своей
воле ушедший
на дно,
отвергнувший
все
советские
блага.
Вписаться в
то, что
считалось
нормальной
жизнью, Цой
не мог. В
художественном
училище он
долго не
продержался,
был отчислен
за
неуспеваемость.
Чтобы
избежать
армии, лег в
психбольницу.
Потом
учился в ПТУ,
работал в
реставрационных
мастерских,
где дово-
дил мастера
до белого
каления
своей
неисполнительностью,
вырезал из
дерева
фигуры для
детских
площадок,
рисовал
плакаты с
портретами
Джорджа
Харрисона и
Роберта
Планта,
которые
продавл по
пятерке за
штуку.
Везде он был
на плохом
счету, как
прогульщик,
бездельник,
асоциальный
тип, на
которого
нельзя
положиться
при
выполнении
ответ-
ственного
задания,
организации
важного
мероприятия.
Ему это было
все
равно.
Отвалив из
ПТУ или
смотавшись
поскорее с
работы, Цой
возвра-
щался в свой
мир. Это был
мир
ленинградских
коммуналок,
где жили его
друзья, как
и он,
игравшие рок,
- среди них
Майк
Науменко и Б.Г.;
и он с
гитарой
странствовал
по этим
коммуналкам
и пел свои
песни.
Это был мир
квартирных
концертов,
во время
которых в
комнату
площа-
дью
пятнадцать
квадратных
метров
набивалось
тридцать
человек,
каждый
из них
непременно
приносил с
собой две
бутылки. (Сухое
вино, для
поднятия
градуса,
разогревалось
в духовке).
Это был мир
долгих ски-
таний по
осенним
ленинградским
улицам,
долгих
разговоров о
роке, мир,
где будущие
рок-звезды,
которым
вскоре
предстояло
стать
известными
всей стране,
в
безнадежной
тоске пили в
столовках
портвейн,
разливая
его в
стаканы из-под
компота, а
потом
добавляли
пивка,
подолгу стоя
на улице с
кружками в
руках в самой
гуще
матерящейся
толпы.Резкий,
агрессивный
на сцене, Цой
вне сцены был
негромким
человеком.
(Да и на сцене
он не
впадал в
неконтролируемое
рок-бешенство;
в
конце
каждого
концерта в
реве и свисте
восторженной
публики
негромко
произносил
смущенное и
трогательное:
"Спасибо!").
Он - во всяком
случае,
поначалу -
вовсе не был
уверен в себе,
и друзья
должны были
уговаривать
его писать
песни. Он
соглашался и
писал, но
многое из
написанного
считал
недостойным
концертов и
записей. (После
его
смерти
таких
забракованных
им песен
набралось
на целый
диск).
В работе
своей он
больше
уповал на
многочасовые
и
многочисленные
репетиции,
чем на
сценическое
озарение.
Возможно, он
был прав -
квалификация
музыкантов и
качество
аппаратуры
заставляла
идти этим
путем,
подолгу
тренируя
каждое соло и
каждый ход. И
он никогда не
вел громких,
шипучих
разговоров о
самом себе, о
темах своих
песен,
о своей роли
в роке. В
ежедневном
общении он
всегда
оставался на
уровне
незамысловатой,
спокойной
простоты.
Изгой обрел
некоторую
стабильность
лишь на самом
дне, там,
откуда ниже
опуститься
было уже
нельзя. Это -
кочегарка,
куда Цой
устроился
кочегаром. В
этом леген-
дарном
месте,
прозванном "Камчаткой",
Цой
чувствовал
себя
свободным
человеком,
сюда
приходили к
нему друзья,
здесь лилось
рекой вино и
было весело.
И здесь,
озаренный
пламенем
сгоравшего
угля,
кочегар
"Кино" писал
свои песни и
придумывал
аранжировки.Первоначально
группа Цоя
называлась
"Гарин и
Гиперболоиды",
но в этом
названии он
чувствовал
какую-то
избыточную
фантазию,
несоответствующую
настроению
и времени.
Он хотел
чего-то иного
- короче,холоднее,
глубже.
Вместе со
своим
соратником
Рыбой он
перебирал слова
чуть ли не
целый день и,
в конце
концов, так
ничего и не
найдя,остановился
на первом
попавшемся.
Первым
попавшимся - в
виде
светящейся в
ночи вывески
кинотеатра -
было слово "Кино".
Но в этом
якобы случайном
выборе была
та точность,
неожиданность
и глубина,
которую Цой
искал. Кино -
место, где
можно
спрятаться
от этого
идиотского мира,
место, где
можно
укрыться
хотя бы на
полтора часа
от убожества
жизни, от
вечерней
окраины, от
серых лиц
прохожих...
Это темный
зал и
светящийся
экран, на
котором кто-то
проживает
на наших
глазах
иллюзорную
жизнь. Кино -
это всегда
приключение,
которое
всегда кон-
чается. И
всегда
начинается
заново - с
каждым новым
сеансом. Цой
опять и опять
начинал
заново - новые
песни,
которые
невозможно было
издать,
новые записи,
которые
совершались
в квартире
звукорежиссера-самоучки
Алексея
Вишни, новые
концерты, во
время
которых, как
всегда,
ломалась
аппаратура.
("Там что-то
сломалось!" -
звучит голос
Цоя с пленки,
сохранившей
запись
концерта 1986
года. Из зала
ему что-то
кричат в
ответ. "Чего
нет?" -
спрашивает
он. "А, голоса,
говорят, не
слышно!"). В
этой
беспрерывной,
захватывающей,
увлекательной
работе -
подводное
плавание,
движение
против
течения
жизни!-
возникала
аура группы,
рождался ее
миф. Это был
миф о
немногословной,
одетой в
черное
четверке, о
парнях,
которые
курят
глубокими затяжками,
о нервном
узкоглазом
поэте,
который, как
и подобает герою,
всегда
уходит в ночь.
Цой, рок-подпольщик,
знал, что
музыка,
которую он
делает,
изначально обречена
на
техническое
несовершенство.
Он, много
слушавший
западные рок-группы,
отлично
знавший
музыку "The Beatles",
прекрасно
осознавал
разницу
между
самодельной
студией
Андрея
Тропилло в
Доме юного техника
и оснащенной
по
последнему
слову
техники
студией на
лондонской
улочке Abbey road. Но
это не
могло
остановить
его и, по большому
счету, ничего
не меняло. В
его голосе,
когда он пел
перед
танцующим,
кричащим,
ревущим
залом
"Хочу
перемен",
был
удивительный
невероятный
напор. Даже
полное
отсутствие
аппаратуры
не
останавливало
его в
жизненном
движении. Он
давал
акустические
концерты, пел
под гитару. "Нам
за
честность
могут
простить
практически
все, - сказал
Цой однажды,
во времена,
когда у
него уже
стали брать
интервью. - Но когда
пропадает
честность -
уже ничего не
прощают". Он
имел в виду здесь
не только
собственное
право
говорить о
советской
действительности
то, что он
хочет, - но и
честность
другого рода.
Азбучную истину
рока кочегар
Цой понимал
хорошо. Если
ты - последний
герой - хочешь,
чтобы люди
верили в твое
кино, ты
должен не
понарошку
жить в нем и
умереть
всерьез.
Нелепо
писать
размеренную,
выверенную
по датам
биографию
Цоя - человека,
который,
уйдя, как бы и
не ушел, а
затерялся в
толпе и стал всеобщим
знакомым. С
дешевых
цветных
постеров,
висящих то в
заляпанных
маслом
гаражах
полуподпольного
автосервиса,
то в
торгующих
кассетами и
компактами
ларьках,
глядят его
узкие
мечтательные
глаза. Да и
не было у него
биографии в
общепринятом
смысле слова,
- какая, к черту,
разница, что
там записано
у него в
трудовой
книжке? Поэт
Цой не
приемлет
обыденности -
серые
рутинные
дни вызывают
у него
тоску. Эта
тоска
рассеяна в
сыром
воздухе
северной
столицы, ею
пропитаны
стены домов и
ею пахнут
проходные
дворы. Это
тоска
времени,
которому
некуда течь, и
оттого оно
загустело в
болото;
тоска подне-
вольной
жизни, когда
каждый день
надо по
заведенному
распорядку
тащиться в
постылые
места учебы
или работы.
Это тоска
ранних
уходов
из дома,
когда от
недосыпа
трещит
голова ("Я
вчера
слишком
поздно
лег,
слишком рано
встал"),
тоска
вечных
пригородных
электричек,
везущих
спресованных
в вагонах
людей. ("Электричка
везет меня
туда,
куда ч не
хочу"). И это
яростное,
сжатое в
пружину,
кристаллизовав-
шееся в
готовый
бабахнуть
динамит
желание
побега -
желание,
которое
всегда
придавало
вкус рок-музыке,
где бы она ни
возникала.Музыка
"Кино"
настояна на
желании
перемен. В
конце
восьмидесятых,
когда
ледник
сдвинулся,
оказалось,
что
огромная
страна
движется
навстречу
переменам
именно под
песни Цоя,
звучащие с
каждого
кассетника.В
конце
восьмидесятых
Цой и "Кино",
вышедшие из
подполья на
арены стадионов,
обрели
законченную
четкость
облика и
точность
звука. Про-
работанному
и
отточенному
звуку песен
Цоя
соответствовала
сдержанная
напряженность
его позы. Он
стоял у
микрофона,
широко
расставив
ноги,
с гитарой
наперевес, с
чуть
откинутой
назад
головой.
Мимика его
лица
- выдвинутая
вперед
челюсть,
выпяченная
нижняя губа -
говорила о
волевом
напоре. В
движениях
головы - рывок
головы
влево и
вверх
завершал
песню - было
больше
динамики,
чем в
хаотических
скачках и
прыжках
иных
музыкантов;
и черный цвет
одежды, на
котором в
конце
концов
остановился
Цой, точно
соответствовал
облику
последнего
героя. В
отличие от
Башлачева,
срывавшего
в крике
горло на
концертах и
кончившего
жизнь
прыжком из
окна, в
отличие от
Науменко,
жившего с
полным
пренебрежением
к самому
себе в рок-н-ролльно-алкогольном
дурмане,
Цой был
человеком
уравновешенным
и смерти не
искал. Его
жена
Марианна
говорит о нем,
что он был
человек
осторожный и
"ходил
по жизни на
мягких
кошачьих
лапах". Но
прозрения у
него были
удивительные.
"Мне нельзя
больше ждать",
- эти вполне
неожиданные
слова спел
он в одной из
своих песен
задолго до
того дня, как
его
автомобиль -
синий
пролетарский
"Москвич-2141" -
врезался в
рейсовый "Икарус"
на шоссе
Слока-Талсы.
"Мне нельзя больше
ждать, я могу
умереть". В
другой песне
он
перебирает
возможные
виды смерти -
авиакатастрофа,
война,
эпидемия,
снежный
буран, "космоса
черные дыры",
ошибка
хирурга, - но
до той, что
ему
предстояла,
так и не
добирается. И
тяжелым,
мощным
рефреном
поет он слова,
поет так, как
будто хочет
переубедить
себя и
заговорить
судьбу: "Следи
за собой! Будь
осторожен!" (В
своей обычной
манере он "о"
поет открыто,
так что
звучит как "а":
"Следи за
собой!").Времена
меняются, -
прозорливо
заметил как-то
в одной из
своих песен
Боб Дилан.
Уже нет
Советского
Союза, нет
того, от чего
Цой бежал на
социальное
дно, в свою
веселую
кочегарку,
нет группы "Кино",
и
совсем
другие
команды
играют на
авансцене.
Время рок-подполья
окон-
чательно
ушло в
прошлое, и
герои
благополучно
перестали
быть героями.
Их съело
время.
Макаревич
превратился
в живую
рекламную
тумбу фирмы
"Партия",
песни Б.Г.
напоминают
шутки Энди
Уорхола,
морочившего
публике
головы
заумью.Но Цой
не изменился,
он остался
тем, кем был,
-
неоромантиком,
последним
героем,
кочегаром
кино. Миф о
нем стал
возникать на
следущий
день после
его смерти.
Миф этот
отпечатался
на грубой
штукатурке домов,
на сероватых
бетонных
заборах, где
с помощью
баллончика с
краской
выведено
краткое, как
лозунг: "Виктор
Цой жив!" Это
миф о рокере
в черном,
взлетевшим
на небо на
своем
покореженном,
всмятку
разбитом
автомобиле,
миф о поэте,
который,
несмотря на
смерть (или
благодаря
смерти?), все
равно
остался
здесь.
"Ровесник", N11,
ноябрь 1997 г.
)-
ТЕКСТЫ И АККОРДЫ
Тексты всех песен Виктора Цоя, а также аккорды, табы и басы к ним...
)-
ДИСКОГРАФИЯ
Наиболее полная информация о всех альбомах группы и сборниках...
)-
ПЕСНИ
Песни Виктора Цоя в mp3 и midi...
)-
ВИДЕО
Несколько видеороликов: интервью, клипы, отрывки из фильмов...
)-
УВЛЕЧЕНИЯ
Хобби Виктора Цоя: нецке, рисунки, стихи, фильмы...
)-
ФОТОАЛЬБОМ
Огромная коллекция фотографий Виктора и
группы...
)-
ВОСПОМИНАНИЯ
Воспоминания друзей и знакомых о Викторе...
)-
ПРЕССА
Что пресса пишет о Кино...
)-
ИНТЕРВЬЮ
Интервью Виктора Цоя журналам и газетам...
)-
ДРУЗЬЯ
Коротко о самых близких и родных Виктора...
)-
К ВИКТОРУ
Произведения Вашего творчества, посвященные Виктору Цою...