Газета "Семь пятниц"
Пора спелых яблок
Боже, как давно это было... Фенечки, длинные волосы, мальчики с раздолбанными гитарами, ломающимися голосами выводящие: "Группа крови на рукаве!" с таким видом, будто за их плечами и Афганистан, и Вьетнам и ещё чёрт знает что. Девушки, неумело пьющие пиво из горла, заматерело курящие и поющие самую любимую песню о себе самих: "Ооо! Восьмиклассница!".
Каждый пытался смотреть на подходящего милиционера взглядом Брюса Ли, но всё сводилось к тому, что срывающимися от волнения голосами, посекундно задыхаясь, несколько человек из сжавшейся кучки неформалов сбивчиво объясняли: "Да нет, мы просто так сидим... не пьём... не мусор... им... ".
- Кто сказал- "мусор" ? - не унимался злобный участковый.
- Мы говорим, не мусорим. Песни поём! Хотите, вам споём?
И пели: "Я объявляю свой мир безъядерной зоной!"
- Хорошая песня, - улыбался участковый.
Летом я возвращался из глухой своей деревни, встретил волосатого братка на вокзале. "Ты слышал, что случилось?" - говорит он мне печально. "Цой что ли умер?" - говорю я в шутку, наобум, ничего ещё не зная...
Цой был радостью, голосом поколения, предметом восхищения- он был всем. Модой в том числе. Все разговоры были о нём. О новом альбоме, о старом концерте. Мой шутливый вопрос был совершенно понятен- а из-за чего ещё грустить, если Цой жив?
- Ты уже знаешь, что ли? - говорит мне браток.
- Чего знаю?!
Потом были похороны. Срывались, ехали на электричках- проститься. Была новая, мощнейшая миграция провинциальных детей рок-н-ролла, вторая после гибели Александра Башлачёва. Чуть после была ещё одна- к свежей могиле Майка Науменко. Чёрный пантеон русского рока.
Цой, конечно же, был сверх популярен. В тысячу раз известней гениального скитальца СашБаша и тихо спивавшегося Майка, казавшимся ко времени своего ухода ископаемым зверем рок-н-ролла.
После гибели Цоя по стране прокатилась волна самоубийств. Суицидные девочки травились до девятого дня- спешили поспеть еще хоть немного пообщаться с Витей, пока он ещё не исчез за райскими воротами. Их туда уже не пускали. И даже хоронили за кладбищенской оградой.
А нынче уже 11-й год... "Яблоко должно падать спелым" , - сказал тогда Кинчев. Наверное, правда. Кому только определить степень спелости и то время, когда червь жадности ли, старения ли проникнет в самую сердцевину.
Цой первый из детей рок-н-ролла, не стесняясь, заявил: "Я пою поп-музыку". Древние рокеры морщились: как так? А вот так. Потом кто-то забавно сказал про музыку Цоя- "мрачный попс".
Сам Цой рассказывал замечательную байку: "Попала к чурке запись группы "Аквариум". Слушал он её, слушал- ничего не понял. Но чурка был упрямый- собрал все записи группы "Аквариум" и опять долго слушал. Всё равно ничего не понял. Взял тогда чурка и организовал группу Кино."
Цой в каком-то смысле дитя БГ - эдакий походя, прижитый великим гуру, юный дворовый философ восточного пошиба с некоторой тягой к производству агиток. Хотя пел ученик о том же, что и его учитель, - о любви. Но так, чтобы все поняли.
Цой проторил в России ту (звуковую) дорожку, которая сохранила рок-н-роллу полные стадионы. Правда, заполнились эти стадионы порослью, о роке имеющей очень неблизкое представление. Кино, зачастую падкое на конъюнктуру, создало профессиональный и удопотребляемый массами синтез рока и попа. Спустя несколько лет это трансформировалось в "Мумий Тролля" , "Сплин" и Земфиру, чей приход после Кино в принципе был и предсказуем, и ожидаем. Люди обожают мрачный попс и трагичные танцы. Они жаждали подобной музыки. Попроковое трио нового поколения победоносно растоптало недомузыкальную гниль, воспитываемую в театрах всевозможных Карабасов-Алибасов. Хотя, в принципе, гниль и сама бы догнила. Самоистребилась.
Говорят, гениальные люди не открывают новые эпохи, а заканчивают старые. В этом смысле- гений Высоцкий. Квинтэссенция энергии явно отрицательной, ибо разрыв аортыи загнанные лошади не могут быть признаками положительных эмоций.
Цой, его враги, друзья, конкуренты (причём всё это одновременно) в лице того же Кинчева или Михаила Борзыкина пытались открыть новую эпоху. Взывали: "Иди ко мне!" , "Смотри мне в глаза!" , "Пойдём со мной!" Казалось, так просто быть первооткрывателем , предводителем, победителем. А оказалось, идти некуда. Новая эпоха превратилась в блеф. Хиппи 60-х всё-таки были мудрей, заклиная: "Не ходи за мной- я сам заблудился!".
В итоге от Цоя осталось то, что , собственно, и должно остаться от просто хорошего, мало того, всенародно любимого музыканта, - прекрасные песни. "Звёзды останутся здесь" , "Электричка" , "Дерево" , "Будь осторожен"... очень много песен...
Как утверждают оптимисты, рок-н-ролл по-прежнему жив. А Цой нет. Но это никак не связано.
Евгений Лавлинский
соб.инф.
)-
ТЕКСТЫ И АККОРДЫ
Тексты всех песен Виктора Цоя, а также аккорды, табы и басы к ним...
)-
ДИСКОГРАФИЯ
Наиболее полная информация о всех альбомах группы и сборниках...
)-
ПЕСНИ
Песни Виктора Цоя в mp3 и midi...
)-
ВИДЕО
Несколько видеороликов: интервью, клипы, отрывки из фильмов...
)-
УВЛЕЧЕНИЯ
Хобби Виктора Цоя: нецке, рисунки, стихи, фильмы...
)-
ФОТОАЛЬБОМ
Огромная коллекция фотографий Виктора и
группы...
)-
ВОСПОМИНАНИЯ
Воспоминания друзей и знакомых о Викторе...
)-
ПРЕССА
Что пресса пишет о Кино...
)-
ИНТЕРВЬЮ
Интервью Виктора Цоя журналам и газетам...
)-
ДРУЗЬЯ
Коротко о самых близких и родных Виктора...
)-
К ВИКТОРУ
Произведения Вашего творчества, посвященные Виктору Цою...